Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: rockatansky (список заголовков)
21:56 

Большое восточное путешествие

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Не так давно довелось мне прочитать один роман. Он приплыл мне в руки внезапно. Я занял его перед поездкой у приятеля, тот, в свою очередь, одолжил у своего друга, который взял его у кого-то ещё, но запамятовал, у кого именно. Роман назывался «Большое восточное путешествие», я открыл его и не закрывал, пока не дочитал, отлучаясь только по нужде.
«Большое восточное путешествие» — это фарс-гиньоль, абсурдная сказка, продолжающая обширный пласт литературы, описывающей путешествие европейца на восток, пласт, открытый средневековыми купцами и продолженный позже многочисленными литераторами.
Вот только европейца в привычном понимании в романе нет.
С первых страниц мы оказываемся изнутри крестового похода, затеянного православным монастырём имени святого Спиридона Тримифунтского (который из канонического киприота вдруг превратился в славянина). Братия, шагающая на восток в поисках неведомо чего, безумное казачье войско, православная дружина ищет себе на голову неверных и находит их — в том числе, среди многочисленных христиан разного толка, населяющих восточные земли.
Со всех сторон на бедняг сыплются горести и несчастья, горные обвалы и ядовитые змеи. Господь искушает их, подсовывая то пещеры с сокровищами, то женские монастыри, где мужчин не видели никогда, то тайные университеты в горах, полные священного знания. Армия редеет, и вот последний отряд прорывается в самое сердце Востока.
В сердце востока же их поджидает последнее испытание — и последнее разочарование при дворе восточного императора, такого же православного, как и они сами, обожествлённого, но окружённого толпой темнолицых, слепо повинующихся подданных, таких же язычников в своём несомненном христианстве, как и сами бравые спиридонцы, которые, перекрестившись, сплёвывают через плечо, чтобы отогнать злых духов...
В мире «Большого восточного путешествия» нет религий кроме христианства — и, по большому счёту, нет ничего кроме Востока. Это путешествие с Востока на Восток, поперечный срез дикого мира, который воюет сам с собою, изыскивая повод в мельчайших различиях. Православные одного толка воюют с православными другого, католики охотятся на ереси, и каждый почитает себя восточнее, сиречь, просвещённее остальных.
Книжку я опрометчиво переодолжил другому приятелю, а приятель возьми да укати на Сахалин.
Отчего-то я чувствую, что «Большое восточное путешествие» ко мне больше не вернётся, поэтому и рецензию пишу наскоро, по горячим следам — но если найдёте — прочитайте непременно.

15:38 

Карта вен

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Маленькая книжица, красный коленкоровый переплёт, золотое тиснение, гласящее: "Карта вен. Том I".

"Карта ..." рассказывает о бессмертной женщине по имени Ревекка и её смертном возлюбленном, который проходит длинную череду реинкарнаций и потому не имеет постоянного имени, каждый раз оказываясь другим человеком. Тем не менее, способность узнавать её остаётся в нём в каждой инкарнации — и это, кроме даты и места его рождения, высчитанных по гороскопу, остаётся единственной надёжной для неё приметой.
Первые несколько глав описывают любовь Ревекки к немецкому солдату, убитому в первой мировой, и ещё к американскому фермеру, прожившему долгую и по-своему счастливую жизнь и умершему у неё на руках, и, наконец, к мальчику из племени туарегов, видящему свою жизнь в служении ей и погибшему от укуса змеи незадолго до своего совершеннолетия.
Вся остальная история разворачивается в Америке конца пятидесятых и описывает очередную итерацию бесконечной Ревеккиной любви. Объект её в этот раз носит имя Эрик и является битником, поэтом, путешественником и бездельником, из тех, кто чувствует эпоху как рыба — воду.
Бессмертная, бесстрастная, не имеющая возраста, она обнаруживает себя засыпающей в недорогих гостиницах, играющей на саксофоне, декламирующей стихи Гинзбурга, декламирующей все бесконечные стихи, которые знает, пишущей книги на салфетках в дешёвых барах, путешествующей на товарняках и бесконечно счастливой, словно обрела не только потерянного возлюбленного, но ещё и друга, такого друга, которого не хотела бы потерять никогда, даже чтобы обрести в другом смертном мужчине.

Пока однажды ночью во время одного из бесконечных разговоров обо всём на свете она не понимает вдруг, что он не тот, кого она должна была отыскать. Что она пала жертвой его манеры знакомиться с женщинами — дорогая, мне кажется, я знал тебя всю жизнь, — а потом пала жертвой его самого.
Утром она проверяет себя гороскопами, всеми звёздными картами, которые знает, но они только подтверждают её догадку.

Спустя несколько часов он находит её мёртвой, не выдержавшей собственного невольного предательства.

Кажется, что эта книга — всего лишь притча о бессмысленности и беспощадности женской любви, полной никому не нужного самопожертвования. Вероятно, именно притчей-то она и является. Но читать её следует ради образа Ревекки, который хорош безумно.
Незадолго до финала Эрик и Ревекка говорят о жизни и смерти, и о вопросах, стоящих жизни и смерти, и о контролируемой глупости, — так вот, внимательному читателю выбор Ревекки наверняка покажется не мелодраматичным поступком отчаяния, но контролируемой глупостью, осознанным жестом, эгоистично завершающим бесконечную жизнь на самой высокой, самой пронзительной её ноте.
Ревекка доиграла партию, Ревекка может уходить.

Ходят слухи, что второй том рассказывает об обратной ситуации и показывает тем самым вечную любовь мужскую, но в библиотеке Тлёна его нет. А кто донесёт, тому мы будем очень рады.

@темы: магреализм, рекомендую

10:18 

Предметный указатель к рукописи Войнича.

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Строго говоря, это не книга. Подшивка тонких желтоватых листов бескислотной бумаги, отпечатанных частично на машинке, частично на матричном принтере. Вкратце изложенная на английском микрографическая теория Ньюболда подшита в отдельную папку с надписью "Дело №____", где, помимо теории, имеется подробнейшая инструкция, как именно расшифровывать мельчайшие чёрточки, составляющие каждую букву оригинального текста.
Остальные листы по большей части являются собственно расшифровкой манускрипта, с пронумерованными графитовым карандашом ссылками на иллюстрации.

К сожалению, язык, на который переведена рукопись, не является ни одним из шести тысяч трёхсот двадцати восьми, известных на Земле.

@темы: справочники и энциклопедии

19:51 

"Лестницы общего пользования".

rockatansky
я б хотел помыться и заснуть
Книжка, прочитанная мной на днях, зацепила меня в магазине обложкой.
Не могу сейчас нагуглить, но поверьте на слово. Такая глянцевая обложка, а на ней лестничный пролёт, старое питерское парадное, узкое и пыльное вымощенное плиткой эшеровское пространство.
Наяву мне и в голову не приходило, что можно бояться лестниц.
Но в детстве, во сне, не было ничего страшнее. Лестница, по которой нельзя идти. Лестница с нарушенными пролётами. Лестница обычная с виду, но скользящая под ногами. Серый пористый бетон подъездов. Мрамор дворца культуры. Слабые железные перила и всегда — необходимость подняться вверх.
Но чаще всего — пышные и заброшенные парадные, сколотая плитка под ногами и лучи света наискосок.
До двадцати лет я думала, что это моя личная, особенная фобия. А потом оказалось, что лестницы снятся огромному количеству людей.
Вот просто — на форумах целые ветки: "мне снятся лестницы, по которым я не могу подняться".
Ну, рано или поздно кто-то должен был начать эту тему эксплуатировать.

Так вот, "Лестницы общего пользования".
Название меня здорово оттолкнуло, конечно. Но ненадолго.
Истории "Лестниц" вложены одна в другую, и главная из них — история героя, который поднимается по ним каждую ночь.
Вначале повествование почти линейное, почти детективное, перенасыщенное деталями: главный герой, оказавшись в южном городе, видит во сне парадные Питера. Осознанный путь вверх он начинает оттого, что обручальное кольцо, ставшее ненужным, жмёт и заставляет сосредоточиться на сне (когда-то я и сама пыталась уплыть в осознанный сон с проволочным колечком на пальце, правда, с лестницами это никогда не работало). Во сне он встречает маленькую девочку Еву, которая учит его, как подниматься вверх в Эшеровском пространстве.
Всё остальное повествование разделяется на две части: сон, в котором он пишет энциклопедию пространства лестниц, и историю поиска таких же одержимых, в итоге — историю возвращения (не-возвращения) домой.

Примерно на середине книги перестаёшь понимать, где заканчивается сонная часть и начинается реальность. То есть, начинается хороший полноценный магреализм.
Книжка сначала показалась мне слишком сиюминутной. В конце концов, тему сна сейчас эксплуатируют все кому не лень. Только в рунете огромная толпа эпигонов Макса Фрая пишет про сны. И вообще, на эту тему после "Страны Чудес без тормозов" ничего хорошего написано не было.
Но "Лестницы" хороши деталями. Дом Культуры, Берег мертвецов, Потёмкинская лестница. Энциклопедия (несомненно, отсылка к Кодексу Серафини, моему любимому "магреализму в картинках"). Странноватый главгерой, не то чтобы не от мира сего, — даже слишком от мира, — в погоне за маленькой девочкой Евой встречающий на своём пути странных существ и заброшенные города.

И внезапное отсутствие хэппиэнда делает эту книжку по-настоящему хорошей.

@темы: магреализм, рекомендую, современная литература

bibliotheka orbi tertii

главная